В период с 22 по 26 сентября 2025 года на пограничном участке водных путей с 984 по 29 км Среднего Амура российской и китайской частями Смешанной российско-китайской комиссии по судоходству на российском теплоходе «Исток» и китайском теплоходе «Цзиньлунцзян» проведено совместное инспектирование пограничных водных путей, состояния судоходной обстановки, выполнения судоводителями сторон «Правил плавания по российско-китайским пограничным рекам», а также проверка выполнения решений Смешанной комиссии по путевым работам на 2025 год, принятых протоколом 66‑го совещания Смешанной комиссии.
Российскую делегацию возглавлял Савин Александр Анатольевич – председатель российской части Смешанной комиссии, руководитель Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Амурводпуть»). Китайскую делегацию возглавлял Сюй Хунлей – председатель китайской части Смешанной комиссии, заместитель начальника Управления транспорта и коммуникаций провинции Хэйлунцзян.
При совместном инспектировании российской и китайской сторонами был проведен: контроль состояния судоходных условий на пограничных реках, проверка соответствия расстановки береговых и плавучих навигационных знаков инструкции и ранее согласованным местам их установки, контроль габаритов судовых ходов и правильности установки плавучих знаков, контроль действия светосигнального оборудования навигационных знаков и горения навигационных огней в темное время суток, контроль соответствия выставленных навигационных знаков стандарту «Знаки навигационные на российско-китайских пограничных участках рек Амур, Уссури, Аргунь и Сунгача» приложения №1 «Инструкции по содержанию навигационных знаков на российско-китайских пограничных участках рек Амур, Уссури, Аргунь и Сунгача» от 2013 года, проверка технического состояния, окраски, очистки от растительности и видимости береговых навигационных знаков, контроль наличия и действия судоходной сигнализации, соответствия расположения знаков и огней судоходной сигнализации решениям специальных встреч Смешанной комиссии на трансграничных мостовых переходах: автомобильном Благовещенск – Хэйхэ, железнодорожном Нижнеленинское – Тунцзян; проверка выполнения обеими сторонами работ по перестановке и установке береговых и плавучих навигационных знаков по схемам, согласованным решениями протокола 66‑го совещания Смешанной комиссии на 2025 год, проверка выполнения обеими сторонами изыскательских и дноуглубительных работ, контроль соблюдения российскими и китайскими судоводителями Правил плавания, проверка действия светосигнальных навигационных приборов в ночное время.
Инспектирование проводилось при повышенных уровнях воды в дневное и ночное время. На участках: 772-650, 462-342, 168‑124 км Среднего Амура проведен ночной контроль действия навигационных знаков, а также огней судоходной сигнализации на трансграничных мостовых переходах: автомобильном Благовещенск — Хэйхэ и железнодорожном НижнеЛенинское – Тунцзян.
Состояние габаритов судовых ходов, содержание и обслуживание навигационных знаков, схемы их расстановки обеспечивают безопасное плавание судов обеих сторон в дневное и ночное время.
Расстановка береговых и плавучих знаков обеих сторон на участках инспектирования соответствует согласованным ранее схемам, а содержание и обслуживание знаков требованиям «Инструкции по содержанию навигационных знаков на российско-китайских пограничных участках рек Амур, Уссури, Аргунь и Сунгача» от 2013 года.
Стороны проверили выполнение договоренностей по путевым работам на 2025 год, достигнутых на 66‑ом совещании Смешанной комиссии:
по перестановкам береговых знаков:
Российской и китайской сторонами на участках 197-187, 226-213, 146‑139, 124-117 и 85-76 км Среднего Амура перестановки знаков выполнены.
На участке 323-314 км Среднего Амура китайской стороной перестановка знаков выполнена, а российской стороной пока не выполнена. На участке 875‑867 км Среднего Амура российской стороной перестановка знаков пока не выполнена.
по расстановке плавучих знаков:
Основное количество установленных плавучих знаков обеих сторон выставлены в согласованных местах. В связи с высокими уровнями воды во избежание смещения и утраты часть согласованных к уборке плавучих знаков сторонами убрана.
Российской стороной для ограждения левобережной отмели выставлены дополнительные левые кромочные буи: на 190 км по створным знакам КНР №192, на 38 км по створным знакам РФ №37.
по открытию временных судовых ходов:
Китайской стороной открыт временный правый судовой ход на участке 131-124 км обставленный тремя правыми кромочными буями с уведомлением российской стороны.
по дноуглубительным работам:
Китайской стороной дноуглубительные работы на участках 872-870, 47-40 км работы выполняются, на участке 132-124 км работы выполнялись, но приостановлены по техническим причинам, а на участках 253‑243 и 200-195 км пока не выполнялись.
по изыскательским работам:
Китайской стороной изыскательские работы для обеспечения дноуглубительных работ на участках 872-870, 253-243, 200-195, 132-124, 47-40 км Среднего Амура и для изучения судоходных условий на участках 830-810, 680‑660, 660-645, 171-160, 160-150, 150-130, 127-119 км выполнены.
Российской стороной изыскательские работы для изучения судоходных условий и обновления карт на участках 989-982, 899-894, 878-867, 320-309, 288‑277, 277-262, 262-247 км Среднего Амура выполнены, а на участках 437‑421, 421-409, 247-230, 230-216, 200-188, 156-139, 132-117, 117-104, 85-74, 51-39 км пока не выполнялись.
Стороны договорились в оставшийся период навигации выполнить остальные запланированные работы в соответствии с протоколом 66-го совещания Смешанной комиссии.
За период инспектирования в светлое и темное время суток зафиксировано движение (расхождение и обгон) 5 российских и 9 китайских судов и составов. Российские и китайские судоводители в процессе расхождения, обгона и стоянки, строго соблюдали «Правила плавания по российско-китайским пограничным рекам», своевременно обменивались соответствующими сигналами и расходились на безопасном расстоянии.
При проведении настоящего инспектирования обе стороны зафиксировали 2 (два) нарушения Правил плавания:
— 23 сентября 2025 года в 11 часов 13 минут (хабаровское время) на 644 км Среднего Амура китайский военный катер «LX — 455», при движении снизу-вверх не подал отмашку на расхождение правым бортом т/х «Цзиньлунцзян», чем нарушил подпункт 12.1.1 пункта 12 раздела 2 Правил плавания;
— 23 сентября 2025 года в 19:25 (хабаровское время) на 454 км Среднего Амура китайский военный катер «LХ-464» при расхождении правым бортом т/х «Цзиньлунцзян» не подал отмашку, чем нарушил подпункт 12.1.1 пункта 12 раздела 2 Правил плавания.
Выявленные нарушения Правил плавания зафиксированы и переданы для дальнейших разбирательств соответствующим российским и китайским контрольно-надзорным органам.
В целях обеспечения безопасного плавания судов на пограничных реках стороны договорились в дальнейшем принять эффективные меры по предупреждению нарушений Правил плавания среди судоводителей.
Обнаруженные при инспектировании недостатки в содержании судовых ходов и навигационных знаков, неточности в бумажных и в электронных картах устраняются.
По результатам инспектирования российской и китайской сторонами подготовлен Акт совместного инспектирования в навигацию 2025 года на русском и китайском языках и подписан руководителями обеих делегаций.